Юзабилити в веб-дизайне. Usability

Когда речь заходит о «веб-дизайне», упор обычно делается на «дизайне», что понятно: дизайн — штука творческая, интересная, а постоянно появляющиеся новые технологии можно обсуждать до посинения. Я предлагаю обсудить кое-что другое.

Путешествуя по Сети, я постоянно натыкаюсь на всевозможные «грабли», в обилии разбросанные по крупным и не очень сайтам Интернета. В большинстве своем они рождены желанием порисоваться, создать нечто суперкрасивое и супернеобычное, с обильным дизайном и легкомысленным отношением к тому, что это все размещено в вебе. Лирическое отступление. Когда моя мама хочет запрограммировать видеомагнитофон, чтобы он в нужное время записал ее любимый сериал, она всегда зовет меня — сложная последовательность нажатий кнопок на пульте ДУ находится за пределами ее терпения и высшего технического образования. Но за видеомагнитофон заплачены деньги, новый покупать мы вряд ли станем, а японские парни из фирмы «Сони» довольно потирают руки, сэкономив на юзабилити-тестировании своего продукта.

В Интернете же все лежит даром и в изобилии, а конкуренты находятся на расстоянии всего в один щелчок мышью, и выигрывает тот, кто не поленился подумать об удобстве пользователей. Когда я захожу на сайт и не могу сразу понять, о чем он, как им пользоваться, куда можно кликать и зачем, я через 3 секунды жму «Назад» и забываю об этом кошмаре навсегда. И поверьте, так делают все. Слишком много в Интернете увлекательного и полезного, чтобы тратить свое время на изучение кривой навигации и невнятного интерфейса какого-то одного несчастного сайта.

Вот несколько соображений насчет того, как сделать ваш сайт удобнее и привлекательнее.

Никаких загадок. Все, что вы хотите сказать, выкладывайте на виду. Если вы что-то спрятали, на что-то просто намекнули, что-то завуалировали в трепетной надежде, что веб-пользователь станет старательно исследовать ваш сайт, то даю гарантию, никто ваших изысков не оценит. Их просто не заметят. У веб-пользователей нет времени, чтобы думать, они либо автоматически кликают на ссылке/кнопке, либо не кликают.
Например, в одной фирме от меня потребовали, чтобы на главной странице сайта я поместил красиво оформленные названия многочисленных подразделений этой конторы. По замыслу заказчиков, веб-пользователи должны были наводить мышкой на каждое из названий, и тогда в другом месте экрана (!) появлялось бы нечто вроде свитка с описанием, чем каждое конкретное подразделение занимается. Это выглядело эффектно в воображении заказчиков, зато на деле оказалось, что пользователи и не думали действовать по такому сценарию. Но я благоразумно промолчал — не выбрасывать же в мусорное ведро 2 дня работы…

Главная (домашняя) страница должна быть страницей, а не раскрасивой анимированной заставкой, которую все равно никто смотреть не станет. На мой взгляд, приделать к сайту заставку — это все равно, что поставить в офисе перед входной дверью симпатичный заборчик, чтобы посетители еще разок подумали, а стоит ли им входить?
На главной странице очень важно четко показать, о чем этот сайт, что в нем есть полезного и как к этим полезностям добраться. Это как обложка хорошего журнала, на которую помещают заголовки «ударных» статей, чтобы привлечь покупателей. Только не надо все, что у вас есть на сайте, стараться впихнуть на главную страницу. Ключевое слово — приоритетность.

Навигация. Чем проще и традиционнее — тем лучше (тут дизайнеры не согласятся, но вы их не слушайте). Супероригинальная, но вычурная и запутанная навигация вызовет массу затруднений у посетителей. А чем труднее человеку чем-нибудь пользоваться, тем реже он старается это использовать. Короче говоря, если через 10 секунд посетитель не сможет понять, как ему найти то, что нужно, то — до свидания!

Тексты. Я не открою Америку, сказав, что с экрана читать в два раза тяжелее, чем с бумаги. Поэтому тексты перед публикацией в Сети нужно сокращать. Скажем, убрав лишние слова, постараться уменьшить объем текста вдвое, а затем еще раз пройтись и сократить еще на треть.
И пожалуйста, не надо никакой «болтологии» («Добро пожаловать на наш сайт… бла-бла-бла… бла-бла-бла…»). Ее никто не читает, а «уровень шума» на сайте она неоправданно повышает.
И вообще, веб-пользователи в большинстве своем не читают, а «сканируют» страницы, пока не наткнутся на что-то интересное. Пара слов из каждого абзаца, заголовки и ссылки — на большее у них нет времени.
Длинные интересные тексты обычно просто распечатывают и читают с бумаги, поэтому не забудьте создать «версии для печати», не отягощенные дизайнерскими изысками и прочей мишурой.

Самое главное. Перед запуском сайт нужно тестировать. Это, мягко говоря, довольно редкая практика среди наших веб-дизайнеров. Оно и понятно — клиент деньги заплатил, все, что он хотел, включая фотку его любимой кошки, мы в сайт впихнули, зачем волноваться? А поволноваться стоит. Разработчики, естественно, знают свой сайт как пять пальцев, поэтому многие непонятности просто ускользают из поля их зрения. А стоит понаблюдать, как веб-пользователи исследуют ваш сайт. Иногда сразу же возникают мысли типа «Ну почему они не догадываются, что нужно жать на эту кнопку?» или «Странно, а эту подробную инструкцию никто даже не замечает…».
Для тестирования нужны несколько человек, хотя бы изредка пользующихся Интернетом (ваша бабушка не подойдет, а вот приятель, за пару бутылок пива, — вполне). Лично я привлекаю к тестированию свою сестру — когда через несколько выстраданных усовершенствований сайт становится ей абсолютно понятен, это значит, что теперь он понятен даже дошкольнику. Чем больше тестируемых, тем лучше (лишь бы пива хватило). Садите человека перед монитором, наблюдаете, как он продирается через ваш сайт, и попутно задаете вопросы типа «Что тебя здесь привлекло?», «Почему ты кликнул на этой ссылке?» и т.п.
На втором этапе давайте тестируемому разные задания. Например, «Попробуй оставить свое резюме в разделе вакансий» или «Найди книгу такую-то и сделай заказ». Ничего не подсказывайте, а только внимательно наблюдайте и, как говорится, мотайте на ус. Вы гарантированно откроете для себя много нового (о человеческой недогадливости). Желательно проводить тестирование как можно чаще в процессе создания сайта, чтобы потом не пришлось переделывать весь дизайн целиком. И набейте холодильник пивом: тестируемые проявят гораздо большее рвение при условии материального поощрения.

Добавить комментарий